?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Ненависть и книги

Все выходные читала о блокаде. Кто хочет почитать по этой теме, лучше начать с главы "Блокада" из воспоминаний Д.С. Лихачева, а потом эти мемуары, его друга В.М. Глинки.

http://magazines.russ.ru/zvezda/2005/7/gl8.html

Здесь выложено начало напечатанной книги со множеством фотографий, в том числе Эрмитажа в годы войны:
http://readanywhere.ru/glinka-vladislav-mixajlovich/books/vospominaniya-o-blokade/103720/Trial


"Во второй раз я пришел к Трухановым... Мы вошли в совершенно пустую прихожую, потом в кухню. От дверей в столовую, очевидно, выломанных топором, остались лишь висевшие на медных петлях придверные бруски. Мы шагнули на порог и буквально застыли на миг. Ни буфета в виде терема, ни одного книжного стеллажа и ни одного стула в комнате не было...Весь пол сорокаметровой комнаты был устлан толстым слоем растерзанных книг. Их не только сбросили со стеллажей, которые, очевидно, пошли на топливо, но с них были отодраны картонные переплеты, которые могли гореть более стойко, чем бумага страниц. А страницы эти как будто нарочно рвали, кромсали, расшвыривали, топтали. И, мало того, на них неделями испражнялись, при этом совершенно явно не один и не двое, а много людей. Следы того, как на книги отправляли нужду, были здесь столь повсюду, что нельзя было даже подумать что-либо взять в руки. Кое-где поблескивали осколки стекол от стеллажей. Тянул сквозняк через выбитые окна.

Но где же рисунки? Мы принялись осматривать то, что было у нас под ногами. Из папки, лежавшей у двери, я попытался вынуть что-нибудь из акварелей Александра Александровича. Среди них были и те, что были мне знакомы. Между разбросанных акварелей были листки с рисунками, вроде васнецовских, но все было испачкано, измято, разорвано. Однако под папкой я увидел чудом не запачканную тетрадку и поднял ее. На обложке тетрадки был наклеен ярлычок с надписью, каллиграфически стилизованной под почерк начала XIX века: "Письма отца из кругосветного плавания к деду. 1874-75 г.". Тут же были письма и конверты к ним из путешествия в Лиссабон, Рио-де-Жанейро и еще в какие-то порты... Наталия Михайловна утирала слезы. На нижнем марше лестницы мы встретили пожилую женщину. Она неприветливо спросила, что мы тут ищем? Наталия Михайловна ответила, зачем приходили и что увидели, а я добавил, что за такое надо судить.

- Судить-то... - без выражения сказала женщина. - А кого?

Глядя мимо нас, она медленно двинулась по лестнице, куда-то на верхний этаж этого, как казалось, уже полностью вымершего дома.

И тогда я задавал себе этот вопрос, задаю его и сейчас - что заставило тех людей так обойтись с книгами? Если замерзаешь, то превратить в топливо все, что способно гореть, еще понятно, но остальное-то, что мы увидели в той квартире, как понять это? Забыл упомянуть, что заглянул и в две комнаты, соседствующие со столовой-библиотекой, но увидел лишь железные остовы кроватей и битую посуду. Гадить жильцы дома приходили только на книги. Так чему же мы с Натальей Михайловной стали свидетелями? Ненависти к обитателям именно этой квартиры? Но за что? Может быть, они чинились, "задавались", вообще вели себя высокомерно? Но это маловероятно, а уж если говорить о сестре Александры Яковлевны, а тем более, об Александре Александровиче, то такого просто быть не могло. Но тогда что же? Почему, погибая от голодного поноса, люди приходили гадить именно на книги? Пока я жив, я буду возвращаться к вопросу, пытаясь понять, что же именно они ненавидели в этих книгах? Может быть, старорежимный их вид, олицетворяющий для какого-то полубезумного от голода пролетария ненавистный ему царский строй? Или, наоборот, символ знаний, приведших к революции, а она, мол, к этой войне, блокаде и голоду? И тогда, мол, пусть будут прокляты эти знания... Или так просто, так впрямую выразилась ненависть к интеллигенции? И к книге, как символу ее... Пока буду жив, этот вопрос будет стоять передо мной."

В.М.Глинка, сотрудник Эрмитажа и автор исторических книг

Записи из этого журнала по тегу «война 39-45»

  • Два новых зала в Лувре

    В Лувре выделили два зала для показа картин, конфискованных немцами у еврейских коллекционеров во Франции в 1940-1944 годах. Немалую часть картин…

  • "Dunkerque" Как успех фильма подхлестывает туризм

    Фильм "Dunkerque" в буквальном смысле привлек толпы туристов в город, где снимался. Это редко, когда название небольшого города c 90 000 жителей…

  • La PLACE de la RÉPUBLIQUE

    La PLACE de la RÉPUBLIQUE 1890 1842 - La fontaine du Château d'eau pétrifiée par le gel Photo Joseph-Philibert…

  • План Маршалла

    Исполнилось 70 лет плану Маршалла. 5 июня 1947 Джордж К. Маршалл - министр иностранных дел США - объявил о начале финансирования восстановления…

  • Лувр во время оккупации

    Всякий раз, когда Парижу угрожала оккупация, из Лувра эвакуировались самые ценные экспонаты. Первый раз 29 августа 1870 шедевры вывезли в Брест, где…

  • Разное отношение к бывшим союзникам

    Оригинал взят у vba_ в Как все запущено... Отголоски праздника все еще слышны, и сейчас в фейсбуке видел возмущение сразу нескольких…

  • Что пишут о той войне в американских учебниках

    Оригинал взят у levik в Что пишут о той войне в американских учебниках С Днём Победы! Что я могу написать в этот день? Что я вообще знаю…

  • Париж в 1944 году

    Оригинал взят у lilasbleu в К 70-летию освобождения Парижа 22-26 июня 1944 года Henri Cartier-Bresson находится в Париже, передвигается…

  • Как вы думаете, за чем стоит очередь?

    "Большой магазин" Bon Marché октябрь 1943 год Это чтобы сдать ненужное тряпье и получить талоны "на мануфактуру", во…

promo lilasbleu january 4, 2014 10:04 49
Buy for 20 tokens
На Всемирной выставке 1900 года была улица Будущего - «la rue de l'Avenir"- движущийся электрический тротуар, созданный американскими инженерами Schmidt и Silsbee, которые ранее сделали такой же для Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году. Тротуар проходил по всей выставке в виде…

Комментарии

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
lilasbleu
30 янв, 2017 19:36 (UTC)
Началась 900-дневная блокада, о которой говорил весь мир и о которой легенды говорят: «никто не забыт, ничто не забыто», хотя всем известно, что забыто очень многое, и забыто намеренно. А об именах и говорить нечего – они заняли бы сотни томов. Слишком много было подлости и глупости, о которых запрещено было вспоминать – авось забудется со смертью уцелевших свидетелей. Но на месте этого остается бесконечная ложь и потребность болтовни вроде пустого названия «подвиг века»…

К примеру, в августе была произведена массовая эвакуация остатков учреждений. Маршрут этой эвакуации был разработан со времен финской войны, но руководители бездумно приказали выполнять его в 1941 году, будто не зная, откуда, с какой стороны наступает враг. В результате на многих станциях (Старая Русса, Дно, Бологое) скапливались составы, в том числе поезда с детьми, порой десятки их, и там, ничем не защищаемых, их бомбили и расстреливали из пулеметов немецкие летчики. Конечно, это было зверством, потому что если поначалу летчики могли думать, что под ними воинские эшелоны или составы с боеприпасами, то потом, видя разбегающихся детей, они продолжали их косить на бреющем полете. Кто и где писал об этом? И не в равной ли мере виноваты как эти немецкие летчики, так и те, кто слал наши эшелоны не в тыл, а в сторону фронта?
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Метки



Яндекс.Метрика







Map








Календарь

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Michael Rose