Я хотел бы поделиться своими впечатлениями о процессе учебы во Франции и о французской системе высшего образования в целом. Сразу скажу, что все написанное ниже – исключительно мое мнение и мои впечатления, основанные на опыте учебы в университете Lumière Lyon 2 и его невольным сравнением с Волгоградским государственным университетом. Если во время вашей учебы все было совсем по-другому, и вообще вы считаете, что весь текст – неправда, то, увы, придется вам жить с этой несправедливостью.
Главное отличие французской системы высшего образования от российской – ее модульность. Если в России студент выбирает университет и квалификацию (среднее специальное/бакалавриат/специалитет) сразу и на весь период учебы, то во Франции все с точностью до наоборот. То есть, в России тоже вполне возможно перевестись на другой факультет или поступить в университет после техникума, но во Франции у тебя в принципе нет возможности проучиться пять лет в одной группе.
Французские студенты сначала поступают на среднее-специальное (Licence или BTS), после чего с уже полученным дипломом продолжают учебу на бакалавриате, а уж затем на специалитете. При этом случаи перехода на смежную специальность либо в другой университет более чем распространены. Немало моих одногруппников начинало учебу не в Лионе и не в информационной безопасности.
Подобное положение дел имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Плюс в следующем: если студент осознал, что выбранное направление ему не по душе, он может без каких-либо проблем продолжить учебу по соседнему без какого-либо ущерба учебе и будущей карьере. Минус – “разношерстность” студентов к пятому курсу. Кто-то прекрасно знает ведение проектов, но плавает в сетях, кто-то шарит в программировании, но никогда не слышал об оценке рисков.
Лирическое отступление №1. Во Франции помимо университетов существуют также школы инженеров, в которых обучение проходит по привычной российскому студенту системе. Стоят они обычно дороже, но и полученные дипломы ценятся выше.
Благодаря подобной системе образования я поступил сразу на пятый курс (Master 2). Им же моей учебе и суждено окончиться – магистратура все же не для меня.
Учебный год состоит из двух семестров по три месяца каждый, а также производственной практики. При этом конкретно на моей специальности понятие семестра было весьма условным – предметы начинались и заканчивались, кажется, абсолютно хаотично. Всего за год у меня было 17 дисциплин по 21 час каждая (за исключением двух). У любого предмета, как и у практики, есть определенное количество кредитов (чтобы долго не объяснять – вот статья в Википедии), а также свой коэффициент, которые влияет на его “вклад” в общую оценку. При этом смежные предметы объединены в, скажем так, учебные блоки, обычно по 3-4 предмета в каждом.
Каждый предмет оценивается по шкале от 0 до 20, чтобы получить диплом, студент обязан иметь средний балл по каждому блоку, а не предмету. Да, во Франции официально можно завалить предмет и при этом стать дипломированным специалистом. Общий балл складывается чаще всего по принципу проект+экзамен, однако, все остается на усмотрение преподавателя: кто-то оценивает лабораторные работы, кто-то устраивает промежуточные аттестационные работы и т.д.
Проекты были исключительно коллективные. Чаще всего в группах по 2 человека, но были также и более крупные (самый большой, в котором я участвовал – 13 человек). Я в целом не против коллективной работы, к тому же с напарниками у меня проблем в основном не возникало. Но могу также сказать, что пара моих одногруппников каждый раз не делала ничерта. Это минус системы.
Любопытно, но по многим предметам тема проекта была свободной. Работало это так: преподаватель давал некоторые обязательные элементы и ограничения, после чего студенты в течение недели-двух составляли план проекта с его основными этапами и целями. Затем проект обсуждался с преподавателем, в него при необходимости вносились изменения, и в конечном итоге он утверждался.
Какая помощь у студентов? В первую очередь это внутренний интранет с персональным и групповым облаком, куда преподаватели выкладывают лекции, дополнительные материалы, и пр. К тому же практически каждый преподаватель на первой лекции дает студентам свою почту/телефон, по которым с ним можно связаться. Правда можно. С моим научным руководителем мы создали общие документы в Google Docs и работали там, с другим я вел диалог в LinkedIn.
В целом учебный план в Lumière Lyon 2 не такой гибкий как в ВолГУ. Помню, когда я учился на последнем курсе в России, у первокурсников уже была совершенно другая программа, университет шел в ногу со временем. Во Франции же учебная программа утверждается на пять лет, что для отрасли IT — безусловный минус. А вот преподавательский состав во Франции гораздо сильнее, тут без разговоров; мой преподаватель по программированию – разработчик свободного софта, по праву – практикующий юрист, по английскому – англичанка.
Университет также давал возможность пройти некоторые курсы и сертификации в дополнение к учебной программе. Весьма полезные, надо признать; например, цисковская CCNA 1-4 стоит во Франции около 7000€. Неплохой такой бонус к знаниям и резюме.
Самое правильное, на мой взгляд, отличие в наших учебных системах – это экзамены. Никаких тебе билетов, когда одному может попасться ужасно легкий вопрос, а другому – просто кошмар. Во Франции все студенты отвечают на одни и те же вопросы, экзаменационные задания не известны до самого экзамены. Во время подготовки к экзамену вместе с преподавателем решаются и разбираются задания подобные тем, что встретятся на нем. Некоторые преподаватели охотно делятся заданиями с прошло- и позапрошлогодних экзаменов.
На некоторых экзаменах можно пользоваться абсолютно всем – конспектами, учебниками, интернетом, мать его. Разве что коллективная работа запрещена. Фишка в данном случае в том, что без знания предмета за отведенное время задачи просто не решить. На других же экзаменах кроме ручки разрешено не было ничего. При этом преподаватели остаются в первую очередь людьми: лично я для экзамена по праву заранее попросил выписать юридические термины на отдельный лист вместе с русским переводом – французский все же не мой родной язык. Разрешили.
Лирическое отступление №2. Отношение с преподавательским составом я бы вообще назвал главным отличием между двумя странами. В ВолГУ преподаватели хоть и называли студентов на “Вы”, тем не менее сразу давали понять, кто здесь главный. Во Франции же главного нет, у студента ровно такие же права, что и у преподавателя. Решать, писать ли лекцию в тетрадке или на ноутбуке (и писать ли вообще), или тихо выйти из аудитории, если позвонили – дело исключительно студента. Я, опять же, делал многие лабораторные работы в наушниках под музыку – если это никому не мешает, а мне помогает сконцентрироваться, то никто не будет против подобного.
Во Франции нет такого понятия как зачетная книжка, что более чем правильно. Потому что успеваемость твоя все равно ведется по ведомости, а в ВолГУ у зачетной книжки не было друго значения, кроме как “ой, у нее же одни пятерки, ну вот тогда тебе дополнительный вопрос”. Французская карта студента размером с кредитку служит тебе и зачеткой, и студенческим, и картой оплаты в столовой, и библиотечным листом.
По окончании второго семестра студент отправляется на производственную практику сроком от 4 до 6 месяцев. Фирму для прохождения практики студент при этом ищет фактически самостоятельно – университет и зав. каф. периодически получают предложения от фирм для своих студентов, но мне они показались настолько ушлыми, что я сразу добавил их в свой спам-фильтр на почте. Практика при этом оплачивается. В каком размере – это уже как получится или как договоритесь. Где-то 500€ в месяц, где-то 1000€, где-то минимальная зарплата. Исключение – Париж, там можно было без громадных усилий найти предложения за полторы тысячи и больше.
Диплом. С этим все просто – его нет. По окончании практики (а точнее, в течение) студент пишет отчет по ней, в моем случае на 100 страниц, и защищает его перед комиссией. Подобный подход я считаю более правильным и практичным: полгода настоящей работы гораздо полезнее молодому выпускнику чем диплом по зачастую абстрактной проблеме.
Учеба по моей специальности в прошлом году стоила 3000€ в год, если ты платил самостоятельно; чуть больше 6000€, если за тебя платил работодатель, организация и т.д. Школы инженеров, о которых я говорил в начале, стоят значительно дороже, обычно больше 10000€ в год.
С трудоустройством в области информационной безопасности во Франции в данный момент проблем нет. Как и в остальном мире, я думаю. Минимальная зарплатная планка для молодого выпускника в Лионе колеблется в районе 32k в год. Максимум прошлогоднего выпуска – 47k, но в Париже.
Если вам интересно узнать что-то подробнее, я постараюсь ответить на вопросы в комментариях.
P.S. Я скучал по вам, дорогие читатели. (автор служил в Иностранном легионе)
P.P.S. Если кому интересно, как я провел год после армии, то вот трехминутное видео, которое я сделал к своему 28-летию, охватывающее практически весь этот отрезок.
Journal information