Бунин: "[...]Отсюда Герцены, Чацкие. Но отсюда же и Николка Серый из моей «Деревни», – сидит на лавке в темной, холодной избе и ждет, когда подпадет какая-то «настоящая» работа, – сидит, ждет и томится. Какая это старая русская болезнь, это У, эта разбалованность – вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко!
Это род нервной болезни, а вовсе не знаменитые «запросы», будто бы происходящие от наших «глубин»."
Еще то же у Достоевского, в его документальном "Дневнике писателя" он очень похоже описывает свою жизнь за границей. Наблюдения типа того, что вот немецкая (или швейцарская) служанка его домохозяйки на ногах от рассвета до полуночи, весь дом на ней, все хозяйские жильцы и дети на ней, всем услужи, вымой, накорми, убери - и все-то она делает радостно, с улыбкой, припевает, спит не больше 5 часов и только румянее делается. Он говорил, что русскую на ее месте просто не мог представить: русская тут же начнет ворчать, ругаться, ведрами греметь и жаловаться на жизнь.
Меня тогда это поразило, и я себе пообещала, что по жизни постараюсь быть похожей на эту немку... какая-то в нас русских есть потребность предъявлять претензии к миру и видеть в нем прежде всего только то, что нам не нравится... Кстати, отсюда же и революции, и требование мифической "справедливости", вот это самое "все взять и поделить" - это просто массовое выражение нашего вечного унылого недовольства окружающим миром и того, что он нам якобы что-то недодал.
В менталитете англофонов: "если мне что-то не нравится, то это не их вина, а, возможно, это я чего-то не понимаю или не знаю".
Комментарий
Но 1) работа не унизительна и немку не унижает работодатель (нет непосильных требований, нет унизительных обращений и поведения как с крепостными)
2) работа хорошо оплачивается - то есть опять же оплата не унизительна
3) окружающая среда функциональна и дружелюбна и красива.
4) протестантская рабочая этика ( я все могу и « в укрепляющем меня Христе я все могу» и я делаю. Действие как молитва) - как противоположное мифически-сказочному мышлению ( вот если бы Илья пророк на колеснице....) и выученной беспомощности( да что я могу, вот барин... а барин сам так думает-вот царь... а царь так думает про Бога)
И эти небольшие разница делают на самом all the difference in the world.
Потому что когда работаешь из-под палки, в унизительных условиях, с несправедливой оплата труда и отвратительным отношением, то только святой / святая может это делать с радостным лицом. Я сейчас иду на работу гораздо более сложную в профессиональном плане и одновременно более легкую -тк все помогает- среда, мед сестры, менеджмент, красота вокруг, оплата, налаженная система - с румяным немецким лицом и радостно. И я понимаю, что каждый экстра-труд мне отроется в хорошем смысле, а не как наш директор мне говорил: « что-то ты по конгрессам разъездилась». Я тоже стонала на своей работе в г. Москве - потому что там все было так несправедливо, так неправильно, там постоянно отнимали все стоящее, постоянно унижали ... что правда, погреметь ведрами - это самое мало, что эти гады заслуживают.
Journal information