
В Рождественскoй сценe три составляющих, традиционных для Неаполя 18-го века: собственно Рождество, с пастухами и их животными; шествие трех волхвов в окружении экзотической свиты в азиатских и африканских костюмах и колоритная толпа из селян и горожан, с выразительными лицами, на которых отражена целая гамма эмоций. Тут же – животные: овцы и козы, лошади и верблюд, даже слон. И все это – на фоне тщательно воссозданного пейзажа: руины римского храма, домишки и даже типичный итальянский фонтан с головой льва, из пасти которого струится вода.


Традиция создавать подобные Рождественские сцены восходит к Франциску Ассизскому, a в Неаполе 18-го века это искусство достигло вершины. Фигуры отличались особой изысканностью, реалистической точностью и обилием деталей. Семьи, часто с помощью профессиональных театральных режиссеров, старались превзойти друг друга в богатстве и сложности таких сцен и знаменитые скульпторы того времени (Джузеппе Саммартино и его ученики Сальваторе ди Франко, Джузеппе Гори и Анджело Вива) приглашались для лепки голов и плеч – их делали из терракоты и потом раскрашивали. Тела персонажей выполнялись из проволоки и бечевки и наряжались в красочные одежды. Их шили из богатых тканей, покрывая костюмы причудливыми украшениями – в том числе и из драгоценных материалов. Одежды фигурок украшены вышивкой, у каждой фигурки свои аксессуары и драгоценности, у многих чеканные кинжалы и сабли.
В первый раз коллекция была показана публике только в 1957 году, но в литературе знаменитую композицию описывал Гёте, восхищаясь ею. Какое-то время коллекция была в собрании семьи Торрес, очень известных книгоиздателей, ею любовался и мечтал купить король Швеции.
Каждый год эта Рождественская сцена в музее слегка меняется: коллекция велика (350 фигур), добавляются новые фигурки, новые детали пейзажа.




Journal information