http://www.sobaka.ru/blokada
///С возрастом у тебя как-то поменялось отношение к блокаде?
Я была сильно возмущена, уже в послевоенные годы увидев фотографии, как работникам Смольного несли ромовые бабы и пирожные в то время, когда все вокруг умирали от голода. Наверное, соседка сверху и таскала их — хорошо устроилась. Помню чувство несправедливости: эта тетенька так легко может дать нам продукты, а у нас ничего нет. Еще тогда среди взрослых велись активные разговоры, что город был очень плохо подготовлен к блокаде. Все запасы хранили в одном месте, многие видели, как горели Бадаевские склады со всей провизией. В самом начале детей отправили в эвакуацию в Псковскую область, куда уже наступали немцы. Мама ездила на рытье окопов в район поселка Оредеж и видела, как только что вырытые нашими окопы занимали не наши войска. Это все из-за Сталина, конечно, — когда он умер, горя не было, никто не плакал. Не знаю, откуда потом пошли все эти сталинисты.
// Чувствуешь заботу государства в связи с тем, что ты блокадница?
Сначала дали довольно большие льготы, потом стали их постепенно уменьшать, и особенно резко во времена Матвиенко. Она вообще лишила почти всего: трудового стажа и бесплатных поездок, а деньги, которые нам дают, давно не индексируются. Так что сейчас жители блокадного Ленинграда получают только открытки от Путина, Медведева, Матвиенко и Полтавченко. Под каждую круглую дату вручают медаль, у меня их много, иногда к ним добавляют еще подарок: плед или постельное белье. Вот такая забота государства.
Татьяна Иванова

// В кого у тебя такой невероятный характер и сила воли?
Моя мама пережила два голода, два тифа и одну блокаду. Ее крепкий хохляцко-сибирский характер передался и мне. В украинцах мне нравится их веселость, напевность, быстрый ум. Я очень самолюбивая и обидчивая, как все хохлы. С годами научилась упрямство переводить в настойчивость, хитрость — в созидательное хитроумие. А вот вынуть из горла, отдать последнее — это уже про белорусов. Они на пол лягут, а тебя на свою кровать уложат. Щедрые, сентиментальные. И эти корни во мне есть — мой сын мне даже табличку подарил: «Умей сказать „нет“».
//А про свою русскую кровь ты что скажешь?
Твердость, умение выносить в тяжелых условиях все невзгоды — это у меня от деда Семена, сибиряка. А если ты спросишь, что во мне еще такого русского, я тебе скажу: мой ум и моя придурь. И мне обязательно нужно, чтобы все было интересно в жизни!
Людмила Грибовская
//Но вы же чувствовали, что вас не бросят на произвол судьбы?
...Во главе города стоял Андрей Жданов, но говорили, что на самом деле он сидит где-то в подвале и боится. А его заместитель Алексей Кузнецов, отправив жену и двух маленьких детей в эвакуацию, оставил с собой сына шести лет. Кузнецов активно выступал перед людьми, и мальчик был всегда с ним, чтобы все знали: если уж он везде ребенка возит и не боится, значит враг в город точно не пройдет.
Нина Рязанова
Journal information