lilasbleu (lilasbleu) wrote,
lilasbleu
lilasbleu

Category:

Наполеон-урбанист

...Каким достался Париж первому консулу после 18 брюмера? Это был весьма мрачный, грязный город, где проживало 580 тыс. жителей. Узкие улицы теснились на двух островах Сены и вдоль небережных левого и правого берега. В столице не было ни канализации, ни уборщиков мусора (с незапамятных времен парижане привыкли выбрасывать бытовые отходы прямо в окно). Никаких тротуаров в городе (в то время как в Лондоне они существуют уже 20 лет). Не было в Париже ни крытых рынков, ни скотобоен - продавцы овощей ходили со своими лотками по улицам, оставляя после себя много мусора. Плохо обстояло с водоснабжением: немногочисленные фонтаны чаще всего стояли сухими. Наконец, в городе не было никакого освещения, и ходить по вечерним улицам было занятием небезопасным.

Чтобы Париж отвечал будущему статусу "столицы Европы", Наполеон решил перепланировать центральную часть города и соорудить триумфальные арки и другие монументы в честь Великой армии и ее блестящих побед. Он не слишком доверял архитекторам Старого режима, которые, по его словам, "разорили Людовика XIV, поскольку великий король не умел считать деньги". Как человек военный, Наполеон отдавал предпочтение технике, а не искусству, и потому привлек к работам инженеров, специалистов по сооружению мостов и дорог.

Строительными площадками в Париже руководили одновременно губернатор дворца Дюрок (его потом сменил генерал-интендант Дарю), молодые зодчие Персье и Фонтен, назначенные главными архитекторами императорских дворцов, Совет по гражданскому строительству во главе с министром внутренних дел (в него входили видные архитекторы Броньяр и Шальгрен), а также Комиссия общественных работ, которую возглавлял инженер Брюйер.

В мемуарах зодчего Фонтена есть витиеватая фраза о Наполеоне: "Император испытывал отвращение к поискам красоты за рамками величия". Иными словами, Наполеону важна была в первую очередь пафосно-риторическая, а не эстетическая сторона дела. Свою "эстетику" он черпал в античности, поощряя неоклассический стиль в архитектуре - монументальный, торжественный и строгий. Так появились в Париже триумфальные арки Каррузель и Этуаль (Наполеон называл их "монументами перспективы"), полные символического смысла и исторических аллюзий.

Явное подражание монументальным сооружениям Древнего Рима неизбежно подталкивало зрителя к сравнению императора Наполеона с каким-нибудь Цезарем или Александром, а расположение обеих арок на одной оси, соединяющей зимнюю резиденцию короля (Лувр) с летней (Версаль), выдавало претензию Наполеона на то, чтобы числиться в списке верховных правителей Франции, а в будущем – и всей Европы. Недаром честолюбивый корсиканец хотел связать себя семейными узами с австрийским или испанским домом.

Тем же неоклассическим духом веет от колоннад церкви Мадлен, Бурбонского дворца, Биржи, Национального собрания... Впрочем, Наполеон не забывал и о новейших технических достижениях. Они были использованы при сооружении моста Искусств (чугунные конструкции инженера Дийона) и крытого зернового рынка (металлический купол архитектора Беланже).

В актив Наполеона-градостроителя можно занести и создание им обширных пространств в черте города, будь то площади ( реконструкция площади Согласия) или широкие магистрали (те, что лучами отходят от Триумфальной арки). По приказу Наполеона в толще средневековой застройки была пробита ось запад-восток (рю де Риволи).

Конечно, меньше всего император заботился о профилактике транспортных пробок - эта проблема возникнет потом, а ему было важно обеспечить быстрое передвижение войск по прямым и широким магистралям для наведения порядка в предместье Сент-Антуан и других рабочих кварталах.

24 декабря 1800 г. шуаны организовали покушение на первого консула, когда его карета проезжала по рю Сент-Никез. От мощного взрыва погибли два прохожих, Бонапарт чудом остался жив. По его приказу срочно начался снос перенаселенных кварталов возле двора Каррузель, а на левом берегу проложена широкая авеню де дe л'Обсерватуар, соединившая парижскую Обсерваторию с Люксембургским садом.

Тяга к помпезным сооружениям сочеталась у Наполеона с прагматизмом. Благодаря ему в городе были проложены десять километров канализации, а на Сене сооружена трехкилометровая набережная для защиты Парижа от наводнений. В городе появились первые тротуары и дороги с выпуклым профилем. До Наполеона в Париже было всего два моста. По указанию императора через Сены были перекинуты еще четыре моста, причем два из них - с металлическими конструкциями (мост Искусств и Аустерлицкий мост). Было улучшено уличное освещение (в 1817 г. город имел 4694 фонаря новой конструкции), появились первые фонари с газовым светом (в них использовались термолампы Филиппа Лебона). Так Париж превращался в "город света". Декретом от 4 февраля 1805 г. в столице вводилась обязательная нумерация домов.

Однажды Наполеон обратился к своему министру Шапталю с вопросом: "Что бы я мог еще сделать для дорогого моему сердцу Парижа, чтобы он стал красивее?" Министр ответил: " Напоите город водой".

Дело в том, что в то время водопровода в домах не было, и питьевая вода продавалась парижанам по весьма дорогой цене - 1 су за 15 литров. Чтобы решить эту проблему, Наполеон распорядился в 1802 году прорыть 60-километровый канал Урк. Тем самым была заодно решена проблема доставки в столицу продовольствия, зерна, топлива для домов, строительных материалов. Отныне, по словам императора, вода ""подавалась бесплатно ко всем фонтанам нашего прекрасного города".



* * * * *


Не все свои проекты Наполеон смог осуществить. Причиной тому была нехватка средств, вызванная войнами.
Война с Англией была при Наполеоне практически постоянной, и это, конечно, сдерживало масштабы и темпы модернизации столицы.

После падения Наполеона крупное строительство в Париже практически прекратилось. При вернувшихся Бурбонах и при Луи-Филиппе город словно застыл. И только с приходом к власти Наполеона III и назначением Жоржа-Эжена Оссмана префектом департамента Сена Париж снова стал гигантской строительной площадкой.
Современный французский историк Паскаль Сир так завершил свою работу о градостроительной деятельности Наполеона:

"Несмотря на все реализованные им проекты, приходится с горечью констатировать, что ни одна парижская улица, авеню или площадь не носит имя Наполеона. К двухсотлетию его эпопеи, умножившей славу Франции, эта несправедливость должна быть исправлена. Весьма прискорбно, что Рим, Любляна и Варшава имеют площадь Наполеона, в Америке в его честь названы семь городов, а Париж отказал в такой чести одному из величайших людей мировой истории".

Видимо, пришло время по-новому оценить деяния Наполеона Бонапарта, в отношении которого народная память проявила свое давнее свойство - избирательность.

текст: Б. Карпов
© Инфранс

Полный текст здесь http://www.infrance.su/forum/showthread.php?t=86759
Tags: Наполеон
Subscribe

promo lilasbleu january 4, 2014 10:04 51
Buy for 20 tokens
На Всемирной выставке 1900 года была улица Будущего - «la rue de l'Avenir"- движущийся электрический тротуар, созданный американскими инженерами Schmidt и Silsbee, которые ранее сделали такой же для Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году. Тротуар проходил по всей выставке в виде…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments