После первой мировой войны Европа мечтала о красоте, и это было смутное желание чего-то роскошного, ослепительного в одежде и в самом образе жизни.
Неизвестно, в какие формы облекалась бы эта мечта, если бы не было России с ее самым богатым в мире Дворцом и блистательным Петербургом. Образцами русского стиля был бы и Зимний дворец с его мебелью и коллекцией картин, и фамильные драгоценности Романовых, и изделия Фаберже, и еще меха, икра, "Абрау-Дюрсо" и, конечно же, русские красавицы.
После мировых катаклизмов русский стиль в Европе олицетворяли вышвырнутые из России аристократки.
Распродавшие фамильные жемчуга сестры и внучки императоров, дочери Великих князей пошли в мир моды - обшивать французских буржуазок и американских миллионерш, они работали даже на даму полусвета Коко Шанель, и она платила им копейки, а идеи бессовестно присваивала.
Русские женщины привнесли в моду Европы сам тип современных моделей: полуголодные аристократки, белая кость, они все равно смотрели с подиумов высокомерно. Их империя уже умерла, но гордый имперский стиль продолжал жить в их крови.Эти красавицы сделали популярным русский стиль-тренд, о котором парижане говорили с восторгом или завистью.
Но это случилось после крушения империи Романовых.
А о том, каким был русский державный стиль до революции, кто были его авторы и создатели, мы решили спросить у историка моды Александра Васильева.
-Александр, скажите, одеть русскую императрицу - это ведь не то что немецкую или французскую... Различия были?
Еще бы. Конечно! Например, Николай Первый специально издал указ - носить придворные платья в русском стиле. Эти наряды из бархата вышивали золотом и серебром и по регламенту носили с кокошниками и вуалями. Их ввели в 1830-е годы и называли "русским платьем" или платьем"в русском стиле". Хотя я скорее сказал бы : в итальянско-возрожденческом, но с невероятной роскошью исполнения.
Ведь платья императриц, одежда членов императорского дома, костюмы придворных говорят о державе...Главное здесь - выглядеть репрезентативно , а лучше-величественно.
Платья и драгоценности русского Двора были именно величественными, и особенно роскошными были наряды для коронации. Жемчуг размером в голубиное яйцо, бриллианты в тридцать карат, гигантские изумруды, горностай, соболь, золотое шитье - все самое редкое, самое дорогое....
Наряды Двора поражали всех, кто их видел...

-Задаю пролетарский вопрос. Гардероб семьи Романовых оплачивали из собственных средств или деньги шли из казны?
Кто же это сейчас может знать точно? Поймите, в монархической державе казна принадлежит императору.
Семья последнего русского императора была скорее буржуазно-бережливой, чем расточительной. Девочек одевали в скромные белые платья. На день рождение Великим княжнам дарили по одной жемчужине, и к восемнадцати годам из них получалось ожерелье. Спасли они по две в одной комнате, это о многом говорит...
Детская мода в это время отличалась от взрослой длиной платья, длиной девичьих панталончиков, прической и украшениями. Дети никогда не носили бриллиантов, не показывали нательного крестика в декольте, одевались скорее скромно, чем по-царски. Кроме особо торжественных случаев, когда требовались парадные наряды, все было довольно сдержанно.
Императрица Александра Федоровна выполняла свои представительские обязанности очень ответственно. А ведь она мучилась болезнью ног, ей было трудно ходить - на отдыхе в Крыму, в Ливадии, император вывозил ее к морю в кресле. Когда после 1914 года платья начали укорачиваться - сначала открыли ногу по щиколотку, потом по колено, - она не следовала моде. В Ливадийском дворце хранились ее летние платья, все длинные, в пол, но от них сейчас не осталось ни лоскутка. Все были изрезаны, раскроены, перешиты при большевиках, когда не из чего было шить.
Александра Федоровна страдала также болезнью потоотделения, поэтому жемчуга на ней "гасли" .В ее жемчужном ожерелье спала крестьянка, и за ночь жемчуг "излечивался".
Купалась она в ванне из серебра, но прикосновений этого металла не любила, поэтому для нее сшили специальный замшевый чехол, который вкладывался внутрь.
В одежде предпочитала стиль модерн. Любила сиреневый и лиловый, оттенки фиалок и сирени. Ее любовь к модерну была связана, это мое предположение, с тем, что в Дармштадте, откуда она родом, была большая артистическая колония, это был центр искусства модерна.
По всем фотографиям видно, что одевалась она потрясающе элегантно.
Из драгоценностей Романовых многое осталось в Москве, в Алмазном фонде, часть находится в коллекции Ее Величества Елизаветы второй, королевы Великобритании.
Яйца работы Фаберже - в коллекции Вексельберга, сотуар из крупного жемчуга был подарен Великим князем Дмитрием Павловичем Коко Шанель, а великая княгиня Мария Павловна все свои драгоценности распродала...
С платьями княжон тоже обошлись беспощадно - вспомните сожжение всего гардероба Романовых в Ганиной Яме под Екатеринбургом в 1918 году, уничтожение гардероба Матильды Феликсовны Кшесинской, супруги Великого князя, разорение великокняжеских дворцов...
Но, судя по сохранившимся фотографиям, члены семьи Романовых одевались безупречно, русский вкус был на высоте и нареканий в Европе не вызывал, смотрели на них скорее подобострастно...
К годовщине Дома Романовых в феврале 1903 года состоялся так называемый "Боярский маскарад".
К нему готовились целый год! Это был роскошнейший костюмированный бал в Зимнем дворце в нарядах допетровской эпохи. 390 участников, Романовы, Юсуповы, Бобринские...
Костюмы воссоздавали по эскизам, стоили они целые состояния, гости появились с ног до головы усыпанные фамильными драгоценностями.
Николай Второй и Александра Федоровна были одеты в костюмы Алексея Михайловича и его супруги, придворные дамы танцевали в сарафанах и кокошниках, кавалеры -65 кавалергардов , конногвардейцев, улан - в костюмах стрельцов или сокольничих.
Это было сказочно красиво.
Александра Федоровна заказала портреты и групповые снимки лучшим фотографам Петербурга, альбомы потом распространялись за плату, в основном среди участников бала.
Это был не просто маскарад, Николай Второй считал его шагом в восстановлении национальных костюмов и обрядов - русских танцев, хороводов, поклонов.
Journal information